Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.
Основные положения 40 ФЗ
Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.
Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО. Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей. Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:
- общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
- правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
- положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
- деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
- положения о профессиональном объединении страховщиков;
- заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.
Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО
С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.
Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:
- на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
- на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
- на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
- нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
- в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
- приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
- внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.
Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.
Ст 1 закона об ОСАГО № 40
Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта. Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта. Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.
4-ая статья настоящего ФЗ
Ст 4 ФЗ № 40 содержит положения об обязанностях владельцев автотранспортных средств страховать свою гражданскую ответственность. В ее тексте указано, что обязательства по покупке полиса ОСАГО не распространяются на:
- транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
- автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
- автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
- прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
- и др.
Изменения 12-ой статьи
Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения». Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения. Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.
Статья 14
Ее положения гласят о правилах и возможности регрессного требования. Согласно тексту данной статьи закона об ОСАГО, страховщик вправе предъявлять регрессное требование к гражданину, причинившему вред в следующий случаях:
- вред потерпевшему был нанесен умышленно;
- нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
- водитель не имел право управлять данным ТС;
- гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
- иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.
26 статья Федерального Закона об ОСАГО
Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:
- условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
- процедуру осуществления выплаты компенсанции;
- правила прямого возмещения ущерба;
- нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
- критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
- иные положения.
На условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности , которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и настоящей статьи.
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.
2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. "д" введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья раскроет основные моменты, связанные с Федеральным законом № 40 «Об ОСАГО». Что представляет собой этот нормативный акт, как правильно застраховаться – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Федеральный закон №40 – основной нормативный акт, регулирующий ситуации, при которых возникает гражданская ответственность за причинение вреда третьему лицу при участии транспортного средства.
В документ часто вносят поправки, учитывая мнение общественности. Новый закон 2020 года с изменениями вступил в действие летом 2017 года.
Основные моменты
Закон об обязательном страховании обязывает владельцев транспортных средств страховать существующий риск причинения вреда третьему лицу, независимо от материального положения.
Эксплуатировать автомобиль на территории Российской Федерации без страховки не разрешено. Суть закона:
Контроль наличия полиса осуществляется сотрудниками дорожной службы. После создания всеобщей базы данных страхователей данный вопрос будет контролироваться отдельной государственной структурой.
Изменения в ФЗ-40:
Недавнее важное изменение | Исправление сроков осмотра поврежденного транспортного средства сотрудниками страховых фирм. Ранее страховщики проводили экспертизу повреждений в продолжение 5 дней с момента предъявления машины к осмотру. Сейчас страховые компании должны оценивать ущерб в течение 5 суток с момента подачи заявления о страховщикам |
Ввели запрет на независимую экспертизу | В настоящее время такой документ не будет иметь силы |
Сроки рассмотрения увеличили | С 5 до 10 дней |
Срок действия полиса | Не может быть меньше 1 года |
Увеличена страховая выплата | Она составляет 100 тысяч рублей |
В настоящее время не прекращаются споры, касающиеся статей нового закона. Причины дебатов:
- недостаточная страховой фирмы за выполнение обязанностей;
- двоякое толкование некоторых положений закона, что приводит к непонятным ситуациям;
- использование поддельного полиса ОСАГО;
- необходимость доплачивать за ремонт пострадавшего транспортного средства за счет финансов потерпевшего.
Закон состоит из 6 глав:
Трактовка основных понятий | И принципы действия документа |
Установление условий | По которым оформляются страховые документы. Указывается, кто является участниками. В разделе рассматриваются вопросы, касающиеся исчисления страховой выплаты |
Кто имеет право на получение страховой выплаты | — |
Определение страхующего лица | И особенности деятельности |
Полномочия лиц, которые ведут страховую и оценочную работу | Устанавливают сумму ущерба, профессиональное объединение страховщиков |
Указание типов информационного соглашения | В области обязательного страхования владельцев автомобилей |
В текущем году за отсутствие полиса выписывают штраф размером 500 рублей. 2017 года предусмотрена компенсация страховой премии по договору ОСАГО.
В положениях закона дается четкая установка на то, каким образом должны вести себя обе стороны аварии.
Закон регулирует правоотношения, которые возникают вследствие совершенной аварийной ситуации между гражданами.
Нормативным актом выделяются ситуации, по которым эта норма применяется, и основания по возмещению ущерба потерпевшим.
Под транспортным происшествием подразумевается:
Согласно закону, ущерб производится как по испорченному имуществу, так и по нанесенным травмам.
Правила страхования
Условия приобретения страхового полиса и порядок его использования регулируются второй главой ФЗ «Об ОСАГО». Основные нюансы страхования:
В действующие правила страхования внесли поправки, касающиеся интересов страховых фирм и владельцев авто.
Нововведения касаются тех договоров, которые были заключены после апреля предыдущего года. По новым правилам деньги выплачиваются в таких случаях:
- автомобиль, пострадавший в аварии, нельзя восстановить;
- ремонт оценен на сумму выше 400 000 рублей;
- ущерб нанесли имуществу, которое не касается автомобиля;
- если оформлялось без участия сотрудников ГИБДД и ущерб составляет не более 100 тысяч рублей;
- у автовладельца 1 или 2 группа инвалидности, и он обратился с просьбой выплатить компенсацию на ремонт автомобиля.
Правилами страхования 2020 года предусмотрено личное заполнение электронной формы заявления и личная оплата стоимости полиса.
Коснулись правила и расчета ОСАГО:
Следующее изменение правил касается лимита выплаты. Если нанесен ущерб жизни или здоровью – 500 тысяч, если имуществу – 400 тысяч рублей.
Разъяснения Верховного суда РФ
В Постановлении Пленума Верховного суда указано, что при возникновении страхового случая пострадавший должен оповестить об этом страховщика в установленный срок и выслать ему заявление с необходимой документацией.
Также следует предоставить пострадавший транспорт к осмотру. Если потерпевший пропускает установленный срок, он согласовывает со страховой компанией новую дату для .
Если же он пропускает и эту дату, то результаты независимой экспертизы (которую он проведет самостоятельно) не примут, размер страхового возмещения не будет установлен.
Видео: закон об ОСАГО
В Постановлении рассматриваются следующие вопросы:
- порядок заключения соглашения ОСАГО, особенности ;
- оформление документации о дорожном происшествии без участия сотрудников патрульной службы;
- список граждан, которые имеют право на получение возмещения;
- обязанности сторон при наступлении страхового случая;
- прямое возмещение убытков;
- выплаты;
- особенности возмещения страховой выплаты;
- ответственность страховщика при нарушении сроков выплат.
Разъясняется то, что передать документы необходимо таким способом, чтобы была обеспечена фиксация их направления и доставка адресату.
Действующая последняя редакция Федерального закона 40-ФЗ «Об ОСАГО»
Каждый год законодательство вносит поправки в нормативные акты. В текущем году в документ внесли такие изменения:
- расчет в натуре. В соответствии с новыми правилами возмещения убытков страховщики вправе не делать прямые отчисления пострадавшим. Положенные средства они будут пересылать на расчетный счет мастерской, которая будет заниматься ремонтом поврежденного транспорта;
- минимальный срок действия страхового полиса – 1 год;
- увеличен размер выплаты;
- сроки рассмотрения претензии также увеличили;
- заключение независимой экспертизы стало недействительным.
Базовые изменения коснулись таких статей:
Статья | Суть поправок |
Страхователь-юридическое лицо имеет право заключать соглашение при условии ограниченного использования транспортного средства (6 и более месяцев) | |
Изменился порядок установления территориального коэффициента, где преимущественно используется ТС | |
Установлено новое ограничение по части возмещения угрозы жизни либо здоровья | |
Пункт 23 | Изменился порядок переоформления бланка страховки ОСАГО |