Куда идут деньги налогоплательщиков? Насколько эффективно они расходуются? Почему объем коррупции сопоставим с объемом бюджета страны? Эти и другие вопросы - тема открывающегося завтра 2-го съезда Российского союза налогоплательщиков. На вопросы "РГ" отвечает председатель совета Союза Сергей Шахрай.
Российская газета | До сих пор гражданам предлагалось только одно: заплати и спи спокойно. Теперь речь идет о "народном контроле"?
Сергей Шахрай | Мы считаем, что уплата налогов - не только обязанность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. С другой стороны, государство также должно ответственно относиться к расходованию нашего общего достояния - госбюджета. И раз мы честно выполняем свой долг по уплате налогов, то мы имеем конституционное право знать, насколько эффективно государство формирует и расходует госбюджет. Отсюда концепция нашего союза - взаимная ответственность граждан и государства в формировании и управлении общественными финансовыми ресурсами.
Наша задача - повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это в конечном итоге приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами госбюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля.
РГ | Однако, согласитесь, пока большая часть налогоплательщиков не видит особой взаимосвязи между налогами и государственными расходами.
Шахрай | К сожалению, вы правы. А ведь от того, насколько законно и эффективно государство расходует бюджетные средства, зависит не только уровень нашего сегодняшнего благосостояния, но и уровень будущей налоговой нагрузки. Потому что каждый незаконно потраченный рубль ложится на плечи налогоплательщика. Он оставляет непокрытыми определенную часть государственных затрат и увеличивает потребность в налогах. При этом, когда наши налоги попадают в бюджет, мы не всегда можем контролировать, что с ними происходит. И дело даже не в коррупции. Формально все может выглядеть правильно. Сколько запланировано - столько потрачено. Вопрос в том, что потрачено-то неэффективно, неэкономно, неправильно.
РГ | Как вы видите свое взаимоотношение с властями?
Шахрай | Мы и оппоненты, и помощники. Мы все заинтересованы в эффективной налоговой системе, которая обеспечила бы не только поступления доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики. Налоговая система не должна сдерживать предпринимательскую инициативу и активность. Она должна иметь нейтральный характер по отношению к свободе выбора экономической деятельности. Мы понимаем, что не все налогоплательщики ответственно подходят к исполнению своей конституционной обязанности. Существует масса вопросов по сбору налогов, требующих кардинальных решений. Поэтому мы готовы к взаимодействию в решении этих проблем прежде всего с налоговыми органами и органами финансового контроля.
Только совместными усилиями мы можем выработать единственно правильное решение, в одинаковой мере учитывающее интересы государства и общества. Через общественный контроль мы намерены помогать государству в устранении его избыточных и дублирующих функций, которые отвлекают средства налогоплательщиков, но и будем его проверять, насколько эффективно тратятся наши средства.
РГ | То есть некоторым образом вы претендуете на контрольные полномочия той же Счетной палаты?
Шахрай | Один из принципов взаимоотношений гражданского общества и власти - контроль за использованием общественного достояния, независимый от его распорядителей. Конечно, такой контроль осуществляет Счетная палата. Ведь она формируется парламентом и по поручению избравших его граждан контролирует правильность расходования средств налогоплательщиков. Но так же независимы от исполнительной власти и организации гражданского общества. Одни следят за соблюдением прав человека, другие - за соблюдением законности, скажем, в сфере интеллектуальной собственности. А союз - за правильностью взаимоотношений государства и граждан в налоговой сфере.
Однако Счетная палата от имени налогоплательщиков осуществляет внешний, независимый финансовый аудит. То есть контроль за государством, оппонируя при этом исполнительной власти. И в этом ей ассистируют институты гражданского общества: СМИ, Общественная палата, наш союз. Так что он по сути - неформальная составная часть независимого финансового аудита.
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?». Подобные фразы нередко используются в политических спорах, когда заходит речь об ответственности государства перед своими гражданами. Только – не в России. Система сбора налогов у нас построена так, что рядовые граждане почти не задумываются о том, какие налоги они платят и на что они идут. Есть, конечно, исключения вроде налогов на недвижимость и автотранспорт – их действительно приходится оформлять самостоятельно, но эти платежи (пока) не так велики, чтобы играть роль в политической жизни.
Чтобы оценить бремя налогов в России, мы решили, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от наших с вами платежей. А, во-вторых, представить, что было бы, если бы мы не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.
Итак, какие налоги платят россияне?
Физические лица платят налоги на машину, квартиру, дом, землю и тому подобное. Работающие граждане также платят налог на собственные доходы (НДФЛ).
Косвенно на плечи населения ложатся налог на добавленную стоимость товаров и услуг, страховые отчисления работодателя во внебюджетные фонды, акцизы на алкоголь, табак.
Сколько налогов платит наемный работник?
Напрямую – только НДФЛ (13% зарплаты). Впрочем, работник этого обычно не ощущает – налог вычитается из зарплаты и перечисляется государству работодателем. Когда человека спрашивают о его зарплате, он обычно называет «чистую» сумму – то, что поступает на его банковский счет или выдается в кассе. На самом деле его зарплата – это вся сумма, вместе с налогом. В приведенном ниже примере работник сказал бы, что его месячная зарплата 87 000 руб. На самом деле – 100 000 руб.
Работодатель платит также за сотрудника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (22% от зарплаты до уплаты налога), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (5,1%) и Фонд социального страхования (2,9%). Если работник зарабатывает больше определенной суммы за год, то страховые взносы в ПФР снижаются до 10%, а в ФСС – обнуляются.
Какой был бы доход, если не платить налогов?
Наемный работник с ежемесячной зарплатой до уплаты налогов в 100 тысяч рублей, обходится своему работодателю почти в 1,5 млн рублей в год: 1 млн рублей из них достается, собственно, работнику, а почти 0,5 млн рублей – государству. На руки человек из указанного примера получает 87 тысяч рублей в месяц. Если представить, что государственной медицины и пенсий нет, а также если бы не было подоходного налога, то работник из нашего примера получал бы на руки 125 тысяч рублей в месяц и теоретически мог бы тратить 25 000 руб. на свое здоровье и/или откладывать на старость.
У мечты о мире без налогов есть и свои ограничения. Если социальные взносы в одночасье отменить, вряд ли большинство людей будет откладывать на будущее – скорее, предпочтет потратить деньги здесь и сейчас. Это приведет к скачку спроса на товары и услуги по всей стране – а следовательно, и взвинтит цены на них. То есть рост реального благосостояния может оказаться незначительным.
Как много мы работаем на государство?
Можно посмотреть на налоги и взносы под другим углом – как на дополнительное время, проведенное на работе ради их уплаты. Для зарплат меньше 60 тысяч рублей («на руки»), к которым не применяются «скидки» по уплате социальных взносов, это 33% рабочего времени. То есть каждый рабочий день из 8 часов, проведенных на заводе, в офисе или у прилавка, условный россиянин один час и 21 минуту работает на Пенсионный фонд, 48 минут – на региональные и местные власти, а еще полчаса – на фонды ОМС и соцстрахования. За год набегает около 80 рабочих дней, которые уходят на уплату налогов и взносов.
Для людей с высокими зарплатами доля дохода, отдаваемого государству будет ниже, но все равно останется значительной: отношение обязательных платежей к общим расходам работодателя снижается с 33% до 25% только для зарплат 600 тысяч рублей в месяц и выше.
Куда идут прямые и косвенные налоги на физлиц?
Поступления от НДС идут в бюджет Российской Федерации. 85% НДФЛ поступает в бюджет субъекта федерации, остальное – в местные бюджеты. Регионам также достается транспортный налог. Акцизы делятся между федеральным и региональным бюджетам: в частности, центру достается акцизы на табак, а регионам – большая часть акцизов на алкоголь. Земельный налог и налог на имущество физлиц отходят муниципалитетам.
Страховые отчисления на пенсию, медицину и соцстрахование достаются соответствующим фондам. Из этих денег ПФР платит пенсии пенсионерам, ФФОМС оплачивает медицинские услуги тем, кто обращается в государственные больницы и поликлиники, а ФСС – платит пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам и уходу за ребенком. Учитывая, что Пенсионный фонд исполняется с большим дефицитом, который приходится компенсировать из федерального бюджета, можно сказать, что на выплату пенсий фактически идут не только взносы работающих россиян, но и прочие федеральные налоги.
Насколько бюджет зависит от налогов?
Очень сильно. В 2015 году налоги вместе со страховыми взносами составили 79% доходов и 71% расходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Вклад налога на доходы физлиц, впрочем, более скромен – около 10% общих доходов за прошлый год. Этого не хватит ни на образование, ни на здравоохранение, ни на оборону – разве что поддержание безопасности и работу правоохранительных органов.
Такое сравнение, впрочем, весьма условно, так как НДФЛ идет в бюджеты субъектов, а не в федеральный бюджет. То есть 13% зарплаты идут не столько на танки и ракеты (хотя косвенно и на них тоже), сколько на такие вещи, как школы и дороги.
Георгий НЕЯСКИН
Инфографику и таблицу к статье можно посмотреть .
Во многих странах у людей есть возможность влиять на вёрстку госбюджета. А как насчёт Беларуси? KYKY расспрашивает об этом Владимира Коваликна с сайта «Кошт урада», а после пытается выяснить в Министерстве налогов и сборов, куда идёт конкретный подоходный налог с иностранных переводов, взимаемый согласно декрету № 24.
Стрит-арт на обложке: LEVALET
Расходная часть бюджета Беларуси на 2015 год - 141 триллион рублей. По курсу на 30 декабря - день, когда бюджет был подписан - это $11,9 млрд. По нынешнему курсу - что-то около $8 млрд. Нам хотелось бы, чтобы государство тратило эти деньги на ремонт дорог, строительство парковок и детских площадок во дворах, зарплату учителям и врачам, помощь сиротам и пожилым людям. И, безусловно, какая-то часть государственного бюджета идет на эти нужды. Но дороги всё равно остаются разбитыми, детских площадок не хватает, а средняя зарплата медицинских работников - одна из самых низких по стране.
Можем ли мы как-то повлиять на то, чтобы одни статьи расходной части бюджета были увеличены, а другие вообще исчезли из него? Этот вопрос KYKY задал Владимиру Ковалкину - руководителю сайта «Кошт урада» , который анализирует бюджет. На нём есть специальный калькулятор, помогающий белорусу понять, сколько он платит государству.
На эту тему: История одного сноса. Как сделать, чтобы чиновники слышали людейКроме того, развлечься во время обеденного перерыва можно в разделе «Предложите ваш государственный бюджет».
«Человеку, не подготовленному в экономическом плане очень сложно разобраться в вопросе планирования доходов и расходов бюджета государства. Особенно, если это касается нашего государства, - рассказывает Владимир Ковалкин. - В цивилизованной стране по правилам хорошего тона должны быть подготовлены и опубликованы следующие документы: предварительное бюджетное заявление, бюджетное продолжение исполнительной власти, утвержденный бюджет, текущий отчет, полугодовой обзор, годовой отчет и аудиторский отчет. Также существует специальная версия под названием гражданский бюджет – лайт-версия для граждан, помогающая понять, что происходит. Из всего этого перечня документов у нас публикуется только утвержденный бюджет и годовой отчет».
Действительно, во многих европейских странах публикуются все документы, перечисленные Владимиром. Таким образом, у людей есть возможность повлиять на планирование бюджета. Есть ли подобная возможность у белорусов? «С точки зрения Конституции, у граждан должен быть доступ к информации о финансах государства. С другой стороны, Министерство финансов не публикует отчеты, перечисленные мной. Все эти документы остаются для служебного пользования. Из чего следует: белорус никаким образом не может повлиять на планирование бюджета. Он не видит процедуру согласования документов. Как она проходит? Проект готовит Министерство финансов, затем оно согласовывает его с другими министерствами. После чего этот согласованный со всеми бюджет поступает в парламент, где его снова обсуждают, утверждают и передают на подпись президенту. Белорусу просто не дают доступ к информации на этапе планирования бюджета, полностью исключая его из этой процедуры», - объясняет Владимир.
На эту тему: Налог на адекватность
Как происходит планирование бюджета в других странах
«В развитых странах граждане могут повлиять на планирование бюджета через депутатов, которых они действительно выбирают. То есть человек может прийти к своему депутату и внести предложение. Это предложение обязательно рассмотрят и, вероятно, примут», - рассказывает Владимир Ковалкин. У белорусов тоже есть возможность позвонить своим депутатам и что-то предложить. Но вряд ли многие помнят, как зовут этих людей. Да и даже если белорус дозвонится до депутата, незнание полной системы планирования расходов бюджета вряд ли позволит ему предложить что-то дельное.
Можно ли в принципе узнать, на что государство тратит налоги белорусов? Суммы по отраслям и министерствам, утверждённые на весь год, можно найти в приложениях 3 и 4 к закону «О республиканском бюджете» . На сайте Министерства финансов в разделе «Бюджетная политика» каждый месяц появляются отчёты об исполнении бюджета. Сайт «Кошт урада» также следит за тем, как расходуется бюджет. Информация берётся из Минфина и из Фонда соцзащиты защиты населения. Но узнать, на что конкретно ушли деньги, практически нереально. Разве что вы можете зайти на сайт icetrade.by и проследить за госзакупками. Например, на персональный компьютер для Оперативно-аналитического центра потрачено почти 70 миллионов. Закупка бумаги для офисной техники Нацбанка обошла стране в 507 629 826 рублей, легковой автомобиль для ОАО «БелЭнергоСнабКомплект» приобрели за 936 миллионов, офисная мебель для «Пинского лесхоза» стоила 24 783 942 рубля, а закупка одеял для Полоцкого государственного университета потянула на 59 793 216 рублей. Но интереснее всего читать о суммах, потраченных на автомобили представительского класса для председателей райисполкомов.
Выясняем, куда идет конкретный подоходный налог
С 2003 года в Беларуси действует декрет №24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи ». Если в течение месяца на ваше имя из-за границы перечисляется сумма, превышающая 500 базовых величин (1 базовая величина сегодня составляет 180 тысяч рублей - прим. KYKY ), вы обязаны предоставить полную информацию в Министерство по налогам и сборам: кто и зачем прислал вам эти деньги.
На эту тему: Десять советов, как наладить отношения с властями, если хочешь изменить городЕсли финансы перечислили родственники, вас отпустят с миром. Но если средства поступили на счет от человека, не имеющего к вашей жизни никакого отношения, вас обязуют заплатить подоходный налог в размере 13% от суммы, поступившей на ваш счет.
В прошлом году подоходный налог составлял 12%. Ещё 1% добавили, чтобы обеспечить материнским капиталом семьи, в которых появляется третий ребёнок. Но отдельный фонд для зачисления этого процента так и не появился, говорит Владимир Ковалкин. Дополнительные деньги все еще попадают в общий бюджет страны - это ещё один штрих к вопросу о том, можно ли проследить, на что идут конкретные налоги.
«Девушка, все средства идут в бюджет. Мы не можем предоставить вам информацию, как именно распределят ваши деньги», - ответил на вопрос KYKY о том, на что тратят подоходный налог с безвозмездной иностранной помощи, сотрудник контакт-центра Министерства по налогам и сборам.
Таким образом, белорус просто должен платить государству. И свято верить, что его налоги пойдут на добрые дела.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.
Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.
Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).
Подоходный налог
- НДФЛ высчитывается работодателем из зарплаты сотрудника ежемесячно. По этой причине на руки все получают сумму, меньшую от той, которая оговаривалась при подписании трудового договора.
- В 2019 году расчет налога остался таким же как и в прошлом, 2018.
- Высчитывается он просто. Если есть право на вычет у сотрудника, например, детский, то его высчитывают из зарплаты, а затем умножают на цифру налога.
- в 2019 году 13% — подоходный налог (НДФЛ) назначен для резидентов, специалистов высокой квалификации которые работают в РФ по патенту и для иностранцев из ЕАЭС.
- 30% — подоходный налог для нерезидентов.
Какие еще взносы выплачиваются
Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.
- Общий взнос составляет 30%.
- Некоторые компании оплачивают заниженные страховые взносы, если это предусмотрено законодательством.
- В 2019 году несть изменения, и многие компании и предприниматели лишены льгот.
- В ФСС также перечисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. В нынешнем году изменений нет.
- Платятся взносы не позднее 15 числа каждого месяца.
Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).
Дополнительные (косвенные) налоги
- НДС — налог на добавленную стоимость выплачивают все компании, которые производят какие — то товары или оказывают любые услуги. Конечная цена для обычного покупателя уже включает данный сбор, составляющий 7% — для продтоваров, 9% — непродовольственных, 50% — водка и более 25% — бензин.
- Один раз в год платятся в ФНС земельный, транспортный и имущественный налоги.
- С 2019 года введены еще 3 — экологический, туристический и налог на самозанятых граждан.
По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?
Куда и на что идут налоги в государстве
НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.
По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.
Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.
НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:
- полиция;
- содержание госаппарата;
- армия;
- образование;
- наука и прочие важные отрасли для всего государства.
Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.
Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.
Федеральный бюджет в 2019 г.
Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.
Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.
- 63,4$ — цена за баррель нефти (марка Юралс).
- 63,9 руб. — стоимость 1$ США.
- 4,3% — уровень инфляции.
- 19,948 трлн. руб. — часть бюджета доходная. В нынешнем году она больше на 4,766 трлн. руб., чем в 2018.
- 18,063 трлн. руб. — расходная часть. В сравнении с прошлым годом она больше почти на 1,5 трлн. руб.
- 1,885 трлн. руб. — профицит, что составляет 1,8 %ВВП. Также профицитным был 2011 г. Затем все года были дефицитными.
- 1,3% — рост за 2019 г. Обоснован, в основном, за счет взимаемых налогов, в том числе увеличения НДС с 18% до 20%.
- 3 трлн. руб. уходят на секретные расходы и повышенно секретные в общем бюджете.
- 35,1 млрд. будет выделено на науку.
- 12,6 млрд. — на культуру.
- 512 млрд. руб. — выделяется на улучшение демокграфической ситуации (рост численности населения, повышение продолжительности жизни).
- 70 млрд. — помощь онкобольным.
- За 1 л бензина — около 50 руб.
- Больше 65% направлено на Нацоборону (закрытая часть).
- 11280 руб. федеральный МРОТ.
- 453026- материнский капитал, который проиндексирован не будет, как и в 2018 г.
Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.
Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.
Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.
Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?
Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.
- Слабая развитость бизнеса, спад общественного производства.
- Хотя тенденция улучшается больше в 2019 году, ФНС методом агрессивного планирования борется с компаниями — «однодневками», уклоняющихся от уплаты налогов.
- Бюджет абсолютно полностью зависит от нефтегазовой отрасли, которая уже и дала (единственная) больший доход в 2019 на 18,9%. Можно еще добавить один основной источник доходов России — таможенные пошлины. Они вместе составляют половину федерального бюджета, остальное — НДС.
- Возросшие затраты на оборону.
- Рост «теневого» сектора экономики.
Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.
Заключение
- Планы на 2019 г и дальнейшие амбициозные. Финансирование в сумме 1,7 трлн. руб. направлено на улучшение жизни граждан и выведение России в Топ — 5 экономик мира. Планируется снизить уровень бедности в несколько раз.
- Также в приоритете развитие 13 национальных проектов, основная цель которых выровнять социальное обеспечение, улучшить уровень жизни, повысить показатели демографические.
- Немалую роль отводят ускорению технологического развития и внедрение цифровых технологий.
Чем ближе к дате 1 октября – времени уплаты налога на имущество и землю, – тем чаще задумываемся над вопросами: а зачем я плачу налоги и куда они уходят? Разобраться в этом нам поможет начальник отдела налогового аудита юридических лиц Аль-Фарабийского Налогового управления города Шымкента Лидия Мирзасалиева.
– Лидия Абдулазовна, какие вообще существуют налоги и кто их придумал?
– Видов налогов несколько: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество, сборы, пошлины, прочие платежи. Налоги в современном их виде придумал в 18 веке шотландский экономист Адам Смит – классик теории налогообложения. В своем труде «Исследования о природе и причине богатства народов» он изложил 5 основных принципов налогообложения, которые остаются актуальными по сей день, – это обязательность, единство, справедливость, определенность и гласность.
– Какие налоги обязан платить сегодня простой работающий человек, скажем, учитель или медсестра?
– Ежемесячно из заработной платы работника бухгалтерия предприятия или учреждения удерживает 10% подоходного налога и еще 11% социального налога (из них 6% уплачивает работодатель, 5% – фонд социального страхования), также ежемесячно вы отчисляете 10% от зарплаты в пенсионный фонд, но оговорюсь – это не налог, а ваши накопления, которые вы сможете использовать в будущем. Раз в год вы должны оплачивать налог на имущество, налог на землю, у кого есть автомобиль – налог на транспорт.
– Людей интересует, куда идут уплачиваемые ими налоги.
– Налоги с физических лиц, как правило, идут в местный бюджет. То есть мы с населением работаем по трем видам налогов – на имущество, землю, транспорт (у кого он есть). В показателях критериев оценки деятельности органов налоговых служб присутствует и показатель полноты поступлений налогов в местный бюджет.
Все отчисляемые, уплачиваемые налоги поступают в государственный бюджет – кассу государства, откуда затем распределяются на различные нужды: на содержание государственных учреждений – школ, детских садов, больниц, правоохранительных структур; обеспечение безопасности государства – содержание армии; финансирование госпрограмм, субсидирование, предоставление дотаций и ссуд; содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим); строительство и благоустройство социальных объектов и территорий; пенсионное обеспечение и так далее.
– А какие виды налогов должен оплачивать человек, скажем, торгующий на рынке? Так называемый самозанятый человек, индивидуальный предприниматель (ИП)?
– Здесь возможны три варианта. Первый: если ИП работает по патенту, то он должен оплатить налог в сумме 2% от предполагаемого дохода. Второй вариант: если ИП работает по упрощенной схеме уплаты налогов, то он платит 3% с общего дохода. Третий вариант: оплата ИП налога по общеустановленному режиму – налогообложение с 10% от прибыли. Прибыль – это сумма дохода минус сумма расхода. Плюс упомянутые выше – налог на имущество, землю и авто. Все эти налоги тоже идут в местный бюджет. В местный же бюджет идут налоги за загрязнение окружающей среды, но это касается юридических лиц.
– С начала этого года были отменены разовые талоны для торгующих на рынках. Это как-то отразилось на сборе платежей?
– Слава богу, нет. Думаю, это результат большой разъяснительной работы, проведенной среди торгующих на рынках.
– Но, согласитесь, не исключены случаи, когда ИП, работающий, скажем, по патенту, а также юридические лица могут занизить сумму своего предполагаемого дохода? Как тогда быть?
– В этом отношении нас, налоговиков, выручает камеральный контроль. Цель камерального контроля – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. Это понятие означает выявление незадекларированной суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) и других видов налогов. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выставление налогоплательщику налогового уведомления о том, что у него есть дополнительный источник налогов. То есть будь добр, заяви и уплати налог в течение 30 рабочих дней! Если это не поможет, то мы вправе применить меры налогового администрирования.
– Недавно на расширенном совещании с участием руководителей областных управлений налоговики области отчитались по исполнению бюджета. И итоги первого полугодия очень неплохие: план госбюджета исполнен на 104,3%, при плане 100706,5 млн. тенге фактически поступило 105009,9 млн. тенге. При плане местного бюджета в 31766,7 млн. тенге фактически поступило 35061,4 млн. тенге. Было заявлено, что только за первое полугодие этого года выявлено и взыскано дополнительных резервов на сумму 10,5 млрд. тенге. Что значит «дополнительные резервы»?
– Дополнительный – значит, взысканный сверх запланированного. Утрированно объясню на примере земельного налога. Налоговики сравнивают данные уполномоченных органов с фактически зарегистрированными налогоплательщиками и суммой их оплаты земельного налога. По имущественному налогу сверяем данные не только с БТИ, но и с данными по сделкам купли-продажи недвижимости, совершенными в текущем году. Это так называемый имущественный доход. Как известно, при совершении сделки уплачивается 10% налога от прироста стоимости недвижимости. По транспортному налогу – сверяем данные МАИ со своими. В случае обнаружения разницы ищем недостающее количество.
– Вот, оказывается, какие у вас, сотрудников налоговых органов, задачи… Напомните, функции налоговой службы.
– Фискальная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная и контрольная. Любой взрослый человек, зная направления расходования бюджетных средств, должен понимать важность и необходимость уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства. Проще говоря, для граждан – сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне. Предпринимателям добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание их бизнеса. Все здесь взаимосвязано.
– Благодарю вас за разъяснения.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА