Вернуться назад на
В Постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-31805 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд отметил, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что обществом не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, можно разделить строительный контроль заказчика, выражающийся в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда, и строительный контроль подрядчика, заключающийся в проверке некоторых действий заказчика (например, проверка представленной проектной и рабочей документации на наличие всех необходимых согласований и утверждений).
Коснемся теперь вопроса, обязан ли заказчик иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - допуск СРО).
Если исходить только из формулировок нормативно-правовой базы, то заказчику не требуется получать свидетельство о допуске СРО.
Градостроительный кодекс не содержит упоминаний по данному вопросу.
Однако п. 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержден Приказом Минрегиона РФ N 624), сформулирован следующим образом: «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В то же время в этом Перечне есть п. 34 «Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21)», в котором прямо указано, что строительный контроль осуществляется заказчиком (застройщиком).
Таким образом, исходя из данного Перечня, заказчик не обязан получать допуск СРО для осуществления строительного контроля (если только он не осуществляется при строительстве объектов атомной энергетики).
Более того, аналогичное мнение высказано в письме Минрегиона России N 40915-ИП/08, в котором указано, что свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. Здесь необходимо оговориться, что существует также письмо Минрегиона РФ N 17906-иП/08, в котором указывается на необходимость получения застройщиком допуска СРО. Однако данное письмо было опубликовано до вступления в силу вышеуказанного Перечня.
Проанализируем судебную практику.
В деле N А60-7214 Управление государственного строительного надзора Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ФГОУ ВПО «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», являющегося заказчиком строительства, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам.
Судами первой и апелляционной инстанций привлечение Управлением государственного строительного надзора к ответственности было признано законным. При этом ссылка института на расширительное толкование п. 32 Перечня судами не была принята во внимание. Суд апелляционной инстанции, основываясь на Положении и СП 48.13330, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
В результате институт был оштрафован. Законность вынесенных судебных актов была подтверждена высшей судебной инстанцией (Определение ВАС РФ N ВАС-14190).
Подобный вывод содержится и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5069-АКу по делу N А60-3434. В рамках данного дела Управление государственного строительного надзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за осуществление строительного контроля без допуска СРО. Решением суда первой инстанции ФКУ «Объединенная дирекция единого заказчика Федеральной налоговой службы» привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства (ГрК РФ, Перечень, СП 48.13330), отметил, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.
Как и в первом случае, рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих инстанций (Определение N ВАС-10699).
Аналогичное мнение содержится и в Постановлении ФАС Московского округа по делу N А40-142460/10-141-1178. Суд пришел к выводу, что, согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ, заказчик (застройщик), самостоятельно осуществляющий строительство, обязан соответствовать требованиям, указанным в п. 2 той же статьи, в силу которого виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой в законодательстве отсутствует четкое указание на необходимость наличия либо отсутствия у заказчика (застройщика) допуска СРО при проведении строительного контроля, и судебные органы в данном случае трактуют положения законодательства расширительно. Это в свою очередь приводит к привлечению заказчиков (застройщиков), осуществляющих строительный контроль без допуска СРО, к административной ответственности по ст. 9.5.1 КоАП, предусматривающей штраф в размере 40 000 - 50 000 руб.
Следовательно, с целью избежания возможного привлечения к административной ответственности заказчику (застройщику) следует получить допуск СРО на проведение строительного контроля.
Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.
Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.
Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.
Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.
Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.
Основные надзорные органы
Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.
Как происходит осуществление строительного контроля?
Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.
Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.
Госнадзорные структуры
Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?
- ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
- ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
- ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
- ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
- ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
- ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.
Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством
На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:
- Роспотребнадзор;
- Ростехнадзор;
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?
Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.
Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.
Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.
Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.
Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.
Кто осуществляет строительный контроль
Гальцев Дмитрий Александрович
Строительным контролем именуется контроль за качеством выполнения работ, поставляемых материалов, инженерных сетей, определяющих безопасность строящегося ОКС.
Строительный контроль - один из способов контроля качества строительства. Как правило, он начинается одновременно с началом строительства и завершается в момент сдачи в эксплуатацию.
Мероприятия по проведению строительного контроля и полученные результаты в обязательном порядке проводятся в соответствии с положениями действующих нормативов и законодательных актов.
1. Нормативная база
Основными действующими законодательными, подзаконными и ведомственными документами, регламентирующими вопросы организации строительного контроля, в которых содержатся требования к лицам, привлекаемым для его осуществления, являются:
1.1. ГрК РФ, введён в действие законом № 190-ФЗ от 29.12.04 (актуальная редакция содержит изменения, внесённые 03.08.18).
В 53 статье Кодекса сказано, что при осуществлении строительства, иных работ (реконструкция, ремонт) на ОКС все проводимые операции должны подвергаться контролю. Его задача - проверка соответствия качества проводимых работ требованиям имеющейся проектной документации, ТР, иных законодательных и нормативных документов.
1.2. ГК РФ. Часть II. Введена 26.01.96 законом № 14-ФЗ (действующая версия датирована 29.07.18).
Согласно ст. 749 настоящего документа заказчик имеет право передать права и обязанности по контролю строительства третьему лицу.
1.3. «Положение», введённое 21.06.10 правительственным постановлением за номером 468.
Пунктом 3 данного «Положения» установлено, что при осуществлении строительства здания (иных работ), проводимых на объектах ОКС (капитального строительства) заниматься строительным контролем имеет право (обязана) одна из следующих организаций:
- являющаяся подрядчиком;
- выступающая в качестве заказчика;
- имеющая статус застройщика.
Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку
Разрешено возлагать обязанности по контролю за ведущимся строительством на фирму, выполнявшую проектные работы, либо на 3-е лицо, выполняющее роль внешнего аудитора.
Согласно положениям документов работы, осуществляемые при проведении строительного контроля, являются обязательным, так как они гарантируют заказчику безопасность строящихся объектов.
1.4. «Положение» (СДОС-03-2009), принятое 20.07.09 решением НС ЕСОС за № 30-БНС;
1.5. Свод правил, утверждённый приказом № 781 Минрегиона РФ от 27.12.10. Номер документа – 48.13330.2011 (действующая редакция от 26.08.16);
1.6. Приказ Минрегиона РФ № 624, от 30.12.09 (с изменениями на 14.11.11);
1.7. Приказ Минстроя России № 98/пр, от 19.02.16 (утверждено Положение, регулирующее организацию такого вида надзора, как авторский).
2. Кому разрешено проводить строительный контроль
Во всех крупных строительных организациях предусмотрено наличие специального штатного подразделения, сотрудники которого привлекаются для осуществления строительного контроля.
Если его нет, необходимо привлечение 3-его лица, для контроля строительства. При этом оно не должно находиться под контролем генерального подрядчика либо инвестора.
К осуществлению строительного контроля привлекаются разные исполнители (ч.2 ст.53 норматива 1.1, поименованного выше).
Привлечённому лицу поручают выполнение мероприятий по организации конкретного набора действий (проверка соответствия состояния объекта положениям строительной документации).
Заказчик строительства обладает возможностью передать свои права по осуществлению строительного контроля выбранному 3-ему лицу. Основание - ст. 749 нормативного документа 1.2. упомянутого выше.
Осуществление строительного контроля возлагается на:
2.1. Подрядчика
Им выполняются необходимые действия, предусмотренные текущим контролем, проводимым на конкретном объекте строительства:
- Осуществляется проверка завозимых на строительную площадку стройматериалов и различного оборудования;
- Выполняется контроль обработки доставленных материалов, имеющие условия хранения;
- Проводится проверка реализации всех требований технологических процессов.
Данные задачи решаются подрядчиком силами организации (самоконтроль).
Вопросы, касающиеся мероприятий приёма-сдачи, решаются им совместно с представителем заказчика. К подобным мероприятиям принято относить:
- Освидетельствование работ, относящихся к скрытым;
- Приёмку определённых этапов строительства (например, видов завершённых работ);
- Проверку строения, строительство которого завершено.
2.2. Застройщика
Застройщику поручается организация выполнения комплекса мер по контролю строительной деятельности подрядчиком (например, п.7.1. норматива 1.5, поименованного выше). Задачи:
- Контроль и проверка объёмов выполненных работ, а также соблюдение плановых сроков их завершения;
- Контроль имеющейся на объекте строительной документации (обращается внимание на полноту её заполнения подрядчиком);
- Оценка соблюдения требуемых сроков плановых проверок, полноты их проведения.
Застройщик вместе с представителем подрядчика должен осуществлять приёмку отдельных выполненных блоков строительства определённых видов работ.
Они обязаны следить за осуществлением всех скрытых работ, а также осуществлять контроль состояния объекта после завершения строительства в плане его соответствия положениям имеющейся документации.
2.3. Заказчика
В рамках организованного строительного контроля, заказчик осуществляет комплекс мероприятий по организации решения задач, аналогичных стоящим перед застройщиком. С одним отличием, проверки данным лицом проводятся более детально и углубленно. Он может осуществлять их ежедневно либо периодически.
2.4. Проектировщика
Решаемые задачи:
- Оценка соответствия возводимого объекта имеющимся проектным решениям;
- Контроль полноты организации выполнения технологических операций;
- Осуществление комплекса мер по контролю используемых при строительстве материалов с точки зрения их соответствия проекту.
Проектировщик контролирует работы от имени лица, заключившего с ним договор на авторский надзор (заказчика).
2.5. Надзорный орган (аутсорсер)
Это сторонняя организация, специализирующаяся на . Её представители действуют в интересах и от имени своего заказчика.
3. Подробности о независимом аудите
Деятельность сторонних организаций достойна более детального рассмотрения.
Они привлекаются к организации контроля, если заказчик (например, застройщик) не способен на необходимом профессиональном уровне организовать комплекс мероприятий, способствующих всестороннему контролю работ, проводимых на строящемся объекте.
Даже имея свой отдел строительного контроля со штатом, укомплектованным квалифицированным персоналом, рекомендуется использовать строительных аудиторов. Они в подобных случаях выполняют обязанности независимых экспертов.
Для подтверждения данной рекомендации можно привести сложившуюся в строительстве практику - привлекать для проверки качества бетона, применяемого для строительства фундамента (даже если на него имеется паспорт качества, выдаваемый производителем).
Данное решение позволяет выявить имеющиеся факты корпоративного мошенничества, допущенные в рамках идущего строительства. А это экономия средств компании. И, зачастую, немалых.
Если компания прибегает к самостоятельному строительству достаточно редко, сторонние контролёры, это оптимальное решение, позволяющее избежать целого ряда проблем:
- Использования неоптимальных, либо неграмотно выполненных проектов;
- Строительства с отклонениями от имеющегося проекта;
- Низкого качества работ;
- Срывов согласованных сроков;
- Применения материалов, которые не предусмотрены проектной документацией, или относящихся к более низкой ценовой категории (по сравнению с проставленной в смете).
То есть аудит, осуществляемый в рамках строительства, позволяет получить объективную комплексную оценку деятельности, осуществляемой подрядчиком.
Это помогает заказчику:
- избежать, при формировании бюджета, направляемого на строительство, его превышения;
- получить объективную оценку экономической целесообразности формируемых объёмов финансирования;
- выявить их нецелевое использование.
При проведении аудита существуют отличия строительного аутсорсинга от любого иного, обусловленные такими специфическими особенностями строительства, как:
- значительные сроки проведения работ;
- специфика сезонного строительства;
- присущее им многообразие.
Не исключаются продолжительные технологические перерывы, требующие консервации стройки.
Главными задачами строительных аудиторов являются:
- гарантировать заказчику полное соблюдение всех технологических особенностей строительства, прямо (опосредованно) влияющих на итоговую безопасность и надёжность объекта;
- проводить учёт финансовых средств, исключающие их нецелевое расходование.
Профессиональный аудитор должен обладать соответствующей квалификацией и определённым трудовым стажем, которые позволяют ему детально разбираться сразу в нескольких направлениях деятельности и с достаточной степенью эффективности заниматься контролем таких направлений, как:
- строительство;
- организация управления проектами;
- требования к менеджменту качества;
- организация управления сотрудниками;
- управление движением ресурсов (технических и материальных).
Специалист аудиторской компании обязан хорошо разбираться в тонкостях и нюансах строительного документооборота, требованиях действующих нормативов, основах экологического законодательства, требованиях безопасности строительства.
В подобных компаниях часто имеются узкоспециализированные специалисты, а контроль осуществляет группа из 3-5 человек.
Аудиторские проверки на возводимых объектах осуществляются несколькими способами:
- разовые, проводимые на отдельных стадиях работ, либо по окончанию строительства;
- регулярные, связанные с проводимым контролем строительства, разбитым на этапы, вплоть до полного завершения возведения объекта.
4. Как выбрать надзорный орган для выполнения аудита
У любого руководителя, принимающего решение о привлечении к контролю строительства третьих лиц, возникают вопросы о том, каким образом выбрать подобную организацию, сотрудники которой смогут выполнить возложенные на них обязанности профессионально, не создавая заказчику лишних затрат и дополнительных проблем.
Ошибка в выборе имеет весьма высокую цену. Она может привести:
- к существенным потерям средств, выделяемых на строительство;
- административной ответственности;
- наступлению уголовной ответственности (если нарушение технологии привело к аварии, в результате которой пострадали люди).
Чтобы избежать этого, следует обращать внимание на следующие факторы:
- опыт работы организации. Она должна заниматься работами по подобному контролю от трёх лет и более. Не руководствуйтесь при выборе низкими тарифами. Это мнимая экономия, которая может обернуться существенными внеплановыми расходами;
- квалификация персонала. В штате фирмы обязательно должны иметься узкие специалисты в разных направлениях, от строительства до финансов (с учётом конкретных задач, которые требуется решить в вашем случае).
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.
7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".
Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, ...
Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей) | Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов) | Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек) |
от 30 до 50 | ||
от 50 до 70 | ||
от 70 до 90 | ||
от 90 до 125 | ||
от 125 до 150 | ||
от 150 до 200 | ||
от 200 до 300 | ||
от 300 до 400 | ||
от 400 до 500 | ||
от 500 до 600 | ||
от 600 до 750 | ||
от 750 до 900 |
Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года:
а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле
Н=0,04193*С/С,
где:
Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;
С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, возведенная в степень 0,8022;
б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.
Электронный текст документа